Очень частая проблема – потеря доступа к данным на жестком диске. Особенно эпидемия захлестнула владельцев Seagate Barracuda 7200.11, с ошибкой транслятора. Так называемая “Муха ЦэЦэ“. Я встречал много объявлений мастеров, занимающихся восстановлением данных с таких дисков, и ценник был различный. От 3000р. до… докуда хватит совести. А между тем, операция плёвая. Явно не стоит таких затрат.
Кстати, в качестве комплекса при ремонте своего первого диска с мухой я пользовался дата-кабелем от сименса. Всё прошло успешно. Дело было ещё в армии. Проблема была найти нужные выводы у разъема дата-кабеля, но Rx-Tx легко проверить через гипертерминал в Windows, нужно только закоротить оба контакта и начать печатать любой текст. Он должен дублироваться на экране, так как то, что отправляется по трансмиту, принимается по ресиву. Ох, английские неблагозвучные слова.
Подключаем жесткий диск к комплексу PC-3000 (хорошая вещь, только довольно непростая в обращении, при неосторожном обращении можно легко сломать жесткий диск, поэтому лучше сперва читать инструкцию, а потом уже действовать).
- SATE Шлейф питания;
- SATA Шлейф данных;
- Rx-Tx разъем для общения по терминалу, подключаемый в инженерный порт жесткого диска;
Запускаю утилиту PC3K, жесткий диск висит в BUSY (Занят), о чем свидетельствует горящий индикатор BSY., я отметил его стрелкой. Когда жесткий диск выходит в готовность, горят второй и четвертый индикаторы (DRD, DSC).
Без терминала – ничего не светит. Вполне возможно, что это происходит от глюка микрокода, распространенного на моделях 7200.11. Поэтому отвинчиваю один винт, крепящий PCB (плату) к банке в том месте, где проходят контакты двигателя и вставляю туда изолятор – кусочек картона. Сойдет и пластиковая карточка. Желательно не использовать глянцевую бумагу, чтобы избежать “пробоя”. Возможно это происходит от того, что глянцевая бумага имеет меньшее сопротивление, чем обычная.
Одним словом, воспользуйтесь изолятором.
- Отвернутый винт;
- Изолятор для контактов двигателя;
На сей раз винт вышел в готовность! Если это произошло – жесткий диск готов к приему команд. Сейчас начнем его “чинить”.
При попытке запустить утилиту – винт не отдал объем (3), ушёл в BUSY (1) и выдал в терминал ошибки (2):
LED:000000CC FAddr:0025BF67
LED:000000CC FAddr:0025BF67
Вот она, так называемая “Муха ЦэЦэ”. Поскольку винт в BUSY, терминала нет. Переключаю питание и жму Ctrl+Z, Enter
.
Появляется терминал. Под терминалом здесь я понимаю командную строку, аналогичную cmd.exe в Windows, но с некоторыми особенностями.
У каждого контекста (приглашения) есть свои команды. Переход между контекстами осуществляется с помощью служебного символа – слеша.
Далее команды – (РЕГИСТР ВАЖЕН).
- Перехожу на уровень управления физикой (2-ой) командой
/2
; - Останавливаю двигатель командой
Z
(напоминаю, изолятор вставлен); - Вытаскиваю картонку из-под контактов, завинчиваю винт и запускаю двигатель командой
U
; - Перехожу на уровень управления памятью (1-ый) командой
/1
; - Сбрасываю значения S.M.A.R.T. командой
N1
; - Перехожу на основной уровень Test командой
/T
; - Очищаю дефект-лист Alt командой
i4,1,22
;
Следующая команда – пересчёт транслятора: m0,2,2,,,,,22
(пять запятых подряд).
После того, как команда успешно отработает – переключаем питание и радуемся – винт отдаёт объем и данные доступны.
Если вдруг на этой команде всё застопорится – сбрасываем питание и пробуем с этой команды заново, всё должно получится.
Всё у нас получилось! Жесткий диск вернулся к работе, но он не застрахован от того, что эта проблема повторится снова. Поэтому качаем прошивку с сайта производителя (Seagate) и обновляем её. Можно, конечно, не обновлять, ведь бывали случаи, когда после прошивки появлялось большое количество bad-блоков.
На практике лично у меня ещё ни разу не появлялась муха ЦэЦэ дважды на одном и том же жестком диске после лечения указанным способом. Вполне может быть, что проблема исчезает, правда нет оснований так полагать, кроме своего опыта и статистики.
Удачи вам и вашим жестким дискам!
Какие ещё команды поддерживают винты Seagate?
Множество. На разных уровнях. Раз интересно, опубликую статейку.